Главный законодательный орган Башкирии отмечает 25-летие — в марте 1995 года состоялись выборы первого состава Госсобрания, которые и стали точкой отсчета его истории. О том, какой путь прошел за эти годы республиканский парламент и каким стал сегодня, рассказывает его председатель Константин ТОЛКАЧЁВ.
— Константин Борисович, вы — известный политический тяжеловес, безусловный долгожитель Госсобрания, которое возглавляете уже пятый созыв подряд. И знаете о нем все. С чего оно начиналось 25 лет назад и как изменилось за прошедшие годы — по структуре, функционалу, по качеству работы. И когда, на ваш взгляд, сложнее было заниматься законотворчеством: раньше или сейчас?
— Если говорить о структуре, то парламент республики перешел от двухпалатной системы к однопалатной, а общая численность депутатов за прошедшие 25 лет сократилась почти вдвое. Функционал же остался примерно тем же: представление интересов избирателей, разработка и принятие законопроектов, продвижение законодательных инициатив республики на федеральном уровне.
Что касается качества и особенностей депутатской работы, трудно сравнивать, что проще, что сложнее. Каждая эпоха имеет свои особенности. Если взять девяностые годы, тогда, возможно, законотворческий процесс выглядел со стороны более интересным. Во-первых, сама законодательная база находилась на этапе становления, было много вопросов общественного жизнеустройства, не отрегулированных законодательно. Во-вторых, на дворе стояло такое время, что высказывалось больше оригинальных инициатив, а дискуссии и споры в парламентах были обыденным явлением. Нашей республики это конечно не коснулось в такой степени, как Государственной Думы или парламентов некоторых других регионов, но все-таки…
Сейчас специфика работы совершенно иная. Законопроекты, как правило, более выверенные, взвешенные, даже если они поступают от представителей парламентской оппозиции. Поэтому и протестные голосования — большая редкость. Другая особенность современного этапа: вся наша деятельность на виду. Сегодня мы работаем в условиях максимальной гласности и открытости. Пленарные заседания транслируются в онлайн-режиме. Любое решение Государственного Собрания тут же обсуждается в СМИ и социальных сетях. Депутат постоянно под прицелом, за любую ошибку его тут же «бьют» избиратели. А поскольку цена ошибки сегодня намного выше, чем четверть века назад, то и работать приходится более четко и слаженно. Любой законопроект требует гораздо большей подготовительной работы, чем раньше. И, наверное, это правильно. Такой подход исключает недостаточно продуманные решения.
— Кого из коллег, с которыми вам довелось работать, начиная со второго созыва Госсобрания, вы вспоминаете до сих пор? И почему?
— Румиль Азнабаев, Эдвард Мурзин, Зуфар Еникеев, Равиль Бикбаев, Ирек Зарипов… Фамилии, совершенно не связанные друг с другом, всплывают в памяти спонтанно. Кого-то уже нет в этом мире, другие продолжают работу в иных сферах, а кто-то до сих пор трудится в составе депутатского корпуса. Одни запомнились в силу неординарности своей личности, другие — благодаря весомости вклада в республиканское законодательство, третьи — за счет общественной значимости их профессиональных заслуг и уважения жителей республики. Список на самом деле можно продолжать очень долго. Среди депутатов много интересных, достойных людей.
— По какому принципу законопроекты отбираются в работу, есть ли для них очередность?
— Законопроекты не отбираются, а вносятся субъектами законодательной инициативы с соблюдением всех необходимых процедур. После внесения они рассматриваются профильным парламентским комитетом на ближайшем заседании. Комитеты, в свою очередь, вносят предложения президиуму, который решает, включать законопроект в повестку дня предстоящего пленарного заседания или нет. Как правило, решение принимается положительное. Это касается даже тех законопроектов, которые еще только обсуждаются, не нашли поддержки большинства депутатов. Окончательно все решается на пленарном заседании — демократично, в процессе голосования. Так что какой-то очередности по принципу приоритета одних законопроектов в отношении остальных не существует, все они равны.
— Парламент Башкирии известен свой активностью по части выдвижения законодательных инициатив. Все ли предложенные законопроекты обретают статус законов? И по какой причине блокируются?
— У нас самая высокая эффективность работы с проектами федеральных законов среди всех региональных парламентов. Мы много лет сохраняем позицию лидера, причем с очень большим отрывом. За период работы Государственной Думы текущего созыва (с сентября 2016 года) из внесенных Госсобранием законодательных инициатив одиннадцать обрели статус федеральных законов. У парламентов других регионов данный показатель ниже в разы. В настоящее время в нижней палате российского парламента рассматриваются еще одиннадцать законопроектов от Башкортостана. Также на предварительной экспертизе в совете законодателей Федерального собрания находится еще ряд наших законодательных инициатив. Со временем они тоже могут обрести статус федеральных законов. Конечно, часть наших инициатив по тем или иным причинам не встречает поддержку федеральных парламентариев. Но, повторю, КПД у нас по этой части самый высокий в стране.
— Нынешний состав парламента республики — один из самых многочисленных в стране. В данном случае количество перерастает в качество? Как оцениваете работу своей команды?
— Работу однозначно оцениваю положительно. Что касается численности. Если мы посмотрим на то, каким был парламент республики четверть века назад, то увидим: он и вовсе имел двухпалатную структуру. Численность обеих палат при этом составляла 196 человек. В дальнейшем мы перешли к однопалатной структуре и сократили депутатов до 120. Впоследствии депутатский корпус сократился до 110 человек. При этом лишь пятая часть парламентариев работает на постоянной профессиональной основе, остальные — на общественных началах. Да, наш парламент — один из самых многочисленных в стране. Но ведь и Башкортостан — один из самых крупных регионов России по численности населения. А кроме того, еще и один из самых многонациональных. Так что все пропорционально.
— На ваш взгляд, налажена ли у парламента тесная связь с населением? Что делается для установления более тесных контактов с людьми, популяризации региональных законов?
— Жизнь не стоит на месте. Многое меняется, в том числе и формы взаимодействия депутатов с общественностью. Сегодня мы делаем основной упор на коммуникации с помощью социальных сетей. У большинства депутатов есть аккаунты не в одной, а в нескольких из них. Это эффективный инструмент как оперативного донесения информации, так и обратной связи. Кроме того, у всех депутатов работают электронные приемные на официальном сайте Государственного Собрания. Пленарные заседания парламента каждый может наблюдать в прямом эфире — трансляции ведутся и на нашем сайте, и в ютубе. Наиболее актуальные законопроекты выносятся на всеобщее обсуждение. Также мы открыли раздел на сайте «прими участие в создании закона», через который каждый может предложить свою идею, а депутаты помогут перевести ее в формат законопроекта. Ну, и конечно же, никто не отменял личных встреч, приемов граждан, которые депутаты проводят регулярно. Взаимодействию с общественностью мы уделяем большое внимание.
— Что входит в круг обязанностей депутата Государственного Собрания — Курултая РБ?
— Очень объемный вопрос. Не хотелось бы в ответ на него зачитывать длинную выдержку из закона, где эти обязанности определены. Каждый при желании может воспользоваться интернетом и почитать. Отвечу кратко: главная обязанность депутата — оправдывать доверие избирателей, исполнять их наказы.
— Любой ли человек сможет работать в составе парламента? Или для этого нужны какие-то особые качества? На вашей памяти, были ли среди парламентариев простые люди, скажем, представители рабочих профессий, пенсионеры или безработные? И еще: как лично вы относитесь к депутатам-женщинам?
— Так понимаю, у этого вопроса есть две стороны: правовая и моральная. Что касается первой, то требования к лицам, которые желают стать депутатом, прописаны в федеральном и республиканском законодательстве. Не буду сейчас их повторять. Что касается моральной стороны дела, то я считаю, что депутатом должен быть тот, кто имеет желание и возможность помочь своим избирателям. Это главное. Именно за это люди отдают свои голоса. Что касается простых людей, представителей рабочих профессий, так в этом и заключается принцип парламентаризма: люди из народа могут принимать участие в государственном управлении. Такие депутаты были в каждом созыве, есть они и в нынешнем. Да, сегодня в Госсобрании немало руководителей предприятий и организаций. И это понятно: за ними стоят многотысячные коллективы, они представляют интересы большой массы. Но в то же время есть обычные врачи, педагоги, работники культуры, науки, представители сельского хозяйства и промышленности, не занимающие руководящие должности. Они стали депутатами благодаря высокому авторитету в профессиональной среде, благодаря уважению земляков. Не припомню, чтобы в парламенте были безработные. Повторю, депутат должен уметь решать проблемы своих избирателей. А если он не может решить свои собственные, если его никто не хочет взять на работу хотя бы даже дворником, как он поможет другим людям? Что касается женщин-депутатов, то в Конституции России закреплены равные права мужчин и женщин. В том числе это относится и к праву на участие в политической деятельности. Если женщина пользуется доверием избирателей, если за нее отдают голоса, то почему бы и нет? Сейчас у нас 18 представительниц прекрасной половины в составе Государственного Собрания. В предыдущем созыве было 15, а в первом — всего шесть. Явная тенденция к увеличению, и это нормально.
— У депутатов очень много полномочий. А за что их можно наказать? И часто ли приходится это делать?
— Не часто, но прецеденты бывают. У нас, конечно, нет таких мер, как, например, в Государственной Думе, где за неявку на заседание предусмотрены серьезные финансовые штрафы. Связано это во много с тем, что большинство наших депутатов, как я уже говорил, работают на непостоянной основе, то есть не получают зарплату. И штрафовать их не из чего. В то же время в соответствии со статьей 4 Закона «О статусе депутата Государственного Собрания — Курултая РБ» за отсутствие без уважительной причины на заседании предусмотрена ответственность в виде лишения депутатских полномочий. Не думаю, что лишение мандата представляется более мягкой мерой, чем штраф…Подчеркну, что данная норма не носит формальный характер. Был прецедент, когда депутат Госсобрания лишился полномочий за пропуски заседаний. Мера действенная. Но у нас, к счастью, особых проблем с посещаемостью не бывает. Не припомню, чтобы заседания срывались из-за отсутствия кворума. Хотя в парламентах других регионов такая проблема существует.
Кроме того, у нас работает комиссия по депутатской этике, которая отслеживает корректность поведения депутатов как в период мероприятий Государственного Собрания, так и в остальное время. Ничто не остается незамеченным: ни публикации в социальных сетях, ни поведение в общественных местах, ни подробности личной жизни. Знаете, порицание коллег по парламенту зачастую оказывает куда более сильное воздействие, чем штраф. Никто не хочет оказаться «на ковре». Мы не выносим сор из избы, но «ковер» во время заседаний комиссии по депутатской этике пустует редко.
— Есть ли законы, которыми вы гордитесь особенно и те, за которые не голосовали, но их все равно приняли?
— Таких законов достаточно много. Мы постоянно принимаем что-нибудь резонансное. Конечно, главный закон — это Конституция Республики Башкортостан. Был также в нашей истории ряд важных законов, которые появились сперва в республиканском законодательстве, а уже только потом в федеральном. Например, запрет продажи алкоголя в ночное время или введение так называемого комендантского часа для детей. Эти решения помогли снизить количество правонарушений и преступлений, в том числе со стороны несовершеннолетних. К примеру, если на момент введения комендантского часа в республике были две переполненные детские колонии, то сейчас одна закрыта, а во второй содержится меньше двух десятков подростков из нашей республики. Очень правильным решением считаю запрет продажи снюса, кальянов, курительных смесей несовершеннолетним. Это позволит спасти здоровье, а в каких-то случаях и жизни наших детей.
— Что хотите пожелать себе и коллегам-парламентариям в канун 25-летия Госсобрания республики?
— Праздник длится один день, а парламентский созыв — пять лет. Не надо забывать об этом. Важно оправдывать доверие избирателей каждый день, помнить о том, что мы работаем для людей. Депутатам желаю сил и здоровья, чтобы они всегда были способны выполнить свой долг.
Источник: https://resbash.ru/articles/politika/Konstantin-TOLKAChYoV-Kagdiy-den-opravdivat-doverie-izbirateley-155395/?sphrase_id=796865