Мила нам родная деревня, — говорят авадайцы, которые знают цену дружбе
Сладкий дурманящий аромат полевых цветов, свежескошенного сена, жужжание пчел, бескрайняя синева неба и чистый, раскаленный летним зноем воздух — все это встретило нас при подъезде к деревне Авадай. И утомительных полутора-двух километров бездорожья,
которые мы преодолели на УАЗике, как и не бывало…
Это сегодня здесь из 15 домов только пять жилых и три усадьбы дачников. Но было время, когда количество дворов доходило до 35-40. Жизнь била ключом: во всю силу была запущена гидроэлекростанция на реке Тюй, были и школа, и клуб, и магазин. Об этом нам поведал уроженец деревни, ныне житель с. Аскино Ралиф Алетдинов, который, несмотря на то, что из Авадая уехал много лет назад, не продал и не забросил родительский дом, а наоборот, поддерживает его в хорошем состоянии.
— Здесь благодатное место для занятия пчеловодством, — в ходе беседы отметил Ралиф Рафкатович. — Во-первых, далеко от оживленной трассы, во-вторых, изобилие разнотравья и наличие липы в близрастущих лесах, и, в-третьих, чистый воздух.
Глядя на своего отца, и Илюс Алетдинов, зарегистрировав крестьянско-фермерское хозяйство пять лет назад, и, получив Грант на развитие животноводства, здесь же в деревне занялся овцеводством, сегодня поголовье скота составляет более 200 голов.
Именно тот факт, что близлежащая к деревне местность является благоприятной для разведения пчел, заинтересовал и Ивана Алексеева, который в данное время живет и трудится в г. Уфа. В прошлом году он купил здесь дом, обустроил его, и второе лето подряд по мере возможности занимается своим хобби. Кстати, со своего участка прошлой осенью он получил хороший урожай, надеется, что и в этом году плодородная почва не подведет, ведь, как Иван шутя замечает, в нее, если воткнуть палку, и она зацветет.
С ранней весны и до поздней осени гостит у самой старшей жительницы деревни — пенсионерки Фанузы Кутлуевой ее сын Фанис с супругой Альфидой, которые живут в г. Москва, и также занимается пчеловодством. А какая красота у нее во дворе! Все цветет, благоухает, и даже ульи стоят нарядные, яркие.
— Я-то дома сижу, вся красота двора — дело рук моих сына и снохи, — рассказывает Фануза Арсланбековна. — Они все сами садят, ухаживают и обрабатывают. А мне только готовое достается. Пчелами мой муж занимался, а как занемог, его дело сын подхватил. Полгода назад я овдовела, но дело супруга продолжает жить, и это меня не может не радовать.
К слову сказать, Фануза Кутлуева поселилась в деревне Авадай, когда ей едва исполнилось пять лет. Она с родителями вернулась сюда во время Великой Отечественной войны из г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург — Прим. автора), куда в свое время ее отец с матерью переехали из с. Кубиязы.
— Дети зовут меня к себе жить, но я не хочу, мне здесь хорошо, здесь мой дом, — рассказывает Фануза Арсланбековна, — С этим местом связана вся моя жизнь.
Что касается зимнего времяпрепровождения, периода, когда ее сын уезжает, то она, как и все жительницы Авадая, прядет пряжу и вяжет варежки и носки. Только вот говоря об этом, замечает, что ее две дочери и сноха — сами уже бабушки, и своих 13 детей и 10 внуков обвязывают, поэтому она не так много за зиму готовит изделий, как это было в прежние времена.
Для занятия пчеловодством шесть лет назад приехал в Авадай и Илюс Исламов, которого мы застали за уборкой сена возле дома. Будучи уроженцем д. Арбашево, он много лет жил и трудился за пределами района. На вопрос: «Почему выбор пал именно на Авадай?», скромно ответил: «Из-за пчел». В ходе беседы с ним мы узнали, что он является не просто пчеловодом-любителем, а специалистом с большим стажем, получившим в свое время соответствующее образование.
— Он у нас скромный, не многословный, вы его спрашивайте, спрашивайте, — шутя, отметил подошедший к нам друг собеседника Рафаэль Галяутдинов, житель с. Аскино, который приехал помочь с уборкой сена. — А ведь он — почетный пчеловод колхоза «Урал».
Сам же Илюс Хайруллинович добавил, что в последнее время более 20 пчелосемей не держит, говорит, годы уже не те. Вот и на счет скота, а у них с супругой Любовью Ивановной в личном подворье есть лошадь с жеребенком, козы, куры, стали задумываться.
Хозяйка же усадьбы Любовь Ивановна оказалась более разговорчивой, нежели ее супруг. Она недавно перенесла операцию и поэтому находилась дома. О переезде в Авадай не жалеет. Конечно, есть свои трудности: это и бездорожье, и отсутствие качественного медицинского обслуживания, и связь с «большим миром» только через почту, но, как говорится, человек ко всему привыкает, вот и Исламовы привыкли и уезжать из деревни не планируют.
— В основном здесь остались пенсионеры, — делится она. — И медобслуживание просто необходимо. Но закрепленный за нами фельдшер из д. Новая Бурма сама на пенсии и бывает у нас в деревни раз в два, а то и в три месяца, поэтому мы — сами себе доктора. Например, я — диабетик, умею уровень сахара измерять при помощи специального аппарата. А наша соседка Рамиля Абубакирова всем в деревне делает уколы. Кстати, этому она сама научилась.
Цену взаимоподдержке и взаимовыручке в деревне знают очень хорошо. Можно смело сказать, что авадайцы живут одной дружной семьей, впрочем, по-другому и быть не может в малых населенных пунктах. Если надо куда-то съездить, то Илюс Исламов никогда не откажет: зимой на санях, летом на автомобиле «Нива» доставит до места. Любая из женщин присмотрит за хозяйством соседки в ее отсутствие. Так, например, Рамиля Абубакирова целый месяц, пока Любовь Ивановна была в больнице в г. Уфа, доила ее коз. А если срочно что-то надо привезти из райцентра, то заказывают Ралифу Алетдинову, который часто приезжает в Авадай не только летом, но и в течение года.
Если говорить о благах цивилизации, то в данном населенном пункте кроме сотовой связи в принципе и нет ничего: отопление печное, вода колодезная, вещает только спутниковое телевидение, стационарный телефон один на всю деревню — у Фанузы Кутлуевой.
— Как хорошо, что появилась сотовая связь, — шутя, отмечает Фануза Арсланбековна. — Когда ее не было, мне приходилось быть телефонисткой — через меня соседям звонили.
Разговаривая с авадайцами, нельзя не заметить того, что здесь живут приветливые и открытые для общения люди. Они не только дружны между собой, но и рады каждому гостю. Вот и уроженка деревни 79-летняя Фарзуна Галимова, которая буквально перед нами вернулась из леса с корзиной, полной груздей и лисичек, встретила журналистов очень радушно и без чашки чая не отпустила. Из беседы с ней узнали, что после свадьбы они с мужем отправились искать счастье в Казахстан. Она трудилась кондуктором, он — шахтером. В 2000 году приняли решение вернуться на малую родину. Последние 11 лет Фарзуна Хафизовна живет одна — работа в шахте сказалась на здоровье супруга, и он ушел из жизни через шесть лет после приезда домой.
— Я только последние годы не держу скот и не развожу пчел, возраст дает о себе знать, — улыбаясь, рассказывает она. — Детей у меня нет, зато большую поддержку оказывают племянники, которые живут в Аскино. Огород не забрасываю, ведь в деревне нет магазина, и надеяться приходится на то, что сами вырастили. В райцентр же часто не наездишься — дорого, проезд на такси до моста стоит 500 рублей, поэтому копим пенсию и раз в месяц закупаем продукты мешками.
О том, что в Авадае рассчитывать приходится на себя и свое личное подворье, поведала нам и Рамиля Абубакирова. Будучи уроженкой д. Новокочкильдино в деревню попала невесткой. Был период, когда Абубакировы переезжали в Аскино, но после смерти супруга Рамиля Галинуровна вернулась на родину мужа, в его отчий дом. О переезде, как и другие жители деревни, не жалеет, говорит, что дом — лучшее место на свете. И даже тот факт, что зимой по деревне можно проехать только на лыжах, ее не смущает.
— Меня многие спрашивают, не страшно ли жить Авадае? А чего бояться-то? Здесь все свое, родное, — рассуждает она. — Поговаривают, что в окрестностях деревни видели и волков, и медведя, но в деревню хищники не заходят, случаев нападения на скот не было.
Личное подворье у Рамили Абубакировой в прежние годы было немалым: держала она и корову, и овец, и гусей. Последних не взяла только этим летом — из-за погоды, прежде же их поголовье доходило до 40.
На вопрос же «Не скучно ли Вам в деревне?» без промедления ответила, что без дела сидеть не приходится: летом занята огородом, приезжают три дочери и сын, гостят четверо внуков и двое правнуков, ну а зимними долгими вечерами она полностью отдает себя своему увлечению — вышиванию наволочек и вязанию шерстяных вещей для родных. Кстати, дочери выставили фотографии расшитых наволочек в Интернет, и сегодня у Рамили Галинуровны предостаточно заказов. Ее работы пользуются спросом не только в республике, но и далеко за пределами региона. Так, одни из последних шедевров сегодня красуются в гг. Тюмень, Ростов-на-Дону.
Три часа общения с авадайцами пролетели незаметно, оставив только приятные воспоминания. Их приветливое и радушное отношение к каждому, даже незваному гостю, и красота природного ландшафта настолько нас удивили, что мы покидали деревню с огромным желанием вернуться в этот благодатный край еще раз… Впрочем, продолжение следует…