Он посетил архитектурно-исторический памятник и принял участие в торжественном мероприятии, которое состоялось в областной универсальной научной библиотеке имени Крупской. В социальных сетях Азат Бадранов поделился впечатлениями от поездки и отметил важные моменты по дальнейшей судьбе «Караван-сарая».
«В минувшую субботу посетил Оренбург и принял участие в мероприятиях, посвящённых 175-летию со дня открытия «Караван-Сарая». Это — значимый юбилей как для Оренбургской области, так и для Республики Башкортостан и, безусловно, он укрепляет отношения двух субъектов Федерации, которые ранее входили в единый Оренбургский край.
История «Караван-сарая» — это история становления Оренбургского края. Со строительством «Караван-сарая» Оренбург окончательно превратился в восточный форпост Российской империи, деловую и культурную столицу страны на Востоке. Для башкирского народа история «Караван Сарая» — это история завершения инкорпорации башкирского народа в российское государство, история Башкирско-мещеряцкого войска.
Встретился и обстоятельно переговорил с Галимой апай, хранительницей «Караван-Сарая». Человеком, посвятившим свою жизнь сохранению исторического облика этого историко-архитектурного комплекса. О ней я ранее много слышал. Слышал разное. Встретившись и пообщавшись понял, что это самый настоящий подвижник, то есть человек самоотверженного труда, совершающий самопожертвование во благо высокой цели. Ее цель сохранить для потомков «Караван-Сарай».
Задача государства помогать таким подвижникам, а где-то и направлять их огромную энергию. Историю и судьбу «Караван-Сарая» я обсудил с Вице-губернатором Оренбургской области Сухаревым Игорем Николаевичем. Договорились выработать совместный план действий по сохранению и развитию комплекса. Идеи и задумки есть, о некоторых распишу в этом посте.
Часто можно наблюдать дискурс о необходимости «возвращения» «Караван-Сарая» башкирскому народу. Однако разве кто-то мешает башкирам считать его частью своей истории, рассказывать о нем, исследовать его и передавать знания о памятнике архитектуры подрастающему поколению. Ведь, считать его своим или не своим с позиции целого народа — это прежде всего плоскость символов и образов. Поэтому нам скорее нужно ратовать за то, чтобы Караван-Сарай сохранял свой облик, реставрировался, а доступ к нему сохранялся для всех граждан Российской Федерации. Во многом такие разговоры становятся из-за дискуссии на чьём балансе должен находится комплекс?! Сегодня «Карван-Сарай» — это федеральная собственность и на мой взгляд это самый оптимальный вариант. Более того, это историко-культурный объект федерального значения и защищается федеральным законом. Куда важнее что находится в «Караван-Сарае» и что там должно быть. Сегодня там расположены мечеть и некоторые федеральные органы власти, многие помещения пустуют и требуют ремонта.
Ни одна предметная беседа о «Караван-Сарае» невозможна без упоминания видного государственного деятеля Василия Перовского. Как известно, Василий Перовский единственный из генерал-губернаторов Оренбургского края, который отразился в башкирском фольклоре. Он был одним из первых государственных деятелей, кто понял, что создание общей гражданственности и общероссийской идентичности происходит через образование — именно поэтому он сотнями отправлял башкирских детей на учебу в высшее учебные заведения Российской Империи.
Василий Перовский был очень деятельным управленцем и совершил массу нужных и далеко идущих дел. В том числе сегодня историческая часть Оренбурга на 3/4 состоит из зданий, построенных во времена или при непосредственном участии Василия Алексеевича. Однако, считаю, что память о Перовском сохранена не должным образом и у нас есть большой долг перед ним. Нет ни одного музея, посвящённого жизни и делам Василия Перовского. Думаю, что такой музей должен быть в стенах «Караван-Сарая».
Еще один долг потомков у нас есть перед Башкирским войском. Многие страницы этого войска еще не исследованы и не осмыслены. К сожалению, также нет и отдельного музея, посвящённого ему. Вместе с тем история Башкирского войска это история побед, история защиты Отечества, история, когда башкиры и мещеряки стали считать себя имперским, государственным народом. Поскольку «Караван-Сарай» и был построен для нужд Башкирского войска, то и музей должен размещаться там.
По остальным мероприятиям: и у нас в Уфе и в Оренбурге найдены новые интересные архивные документы, которые мы опубликуем в этом году. Это будет новое и самое полное издание об истории «Караван-Сарая».
И, самое главное, я предложил коллегам двигаться в направлении включения «Караван-Сарая» в список Всемирного наследия «ЮНЕСКО». Считаю, что этот архитектурный памятник этого более чем достоин, а для потомков это будет гарантией его сохранения.
#ҡоролтай #курултай #ВсемирныйКурултайБашкир