Под фанфары загреметь могут и подростки
Задача этих законов — сдерживать представителей различных социальных слоев, религий и национальностей, чтобы одни не начали враждовать с другими, решив, что они лучше и им больше позволено.
Кто-то кого-то может в глубине души недолюбливать, но это его личные проблемы. Российское государство прямо запрещает публично разжигать ненависть или оскорблять национальные, религиозные чувства, унижать человеческое достоинство.
Да, можно потребовать привлечь того или иного гражданина к ответственности, критиковать его за конкретные поступки и убеждения. Но призывать к расправе и допускать оскорбительные высказывания в его адрес, например, по поводу расовой принадлежности запрещено законом. И карается независимо от возраста. За преступление экстремистской направленности уголовная ответственность наступает с 14 лет. Так что уверения, мол, не знал, не понимал, не подумал, на суд не произведут никакого впечатления.
Какие «нельзя» прописаны законом?
Нельзя публично призывать к насильственному свержению власти, изменению конституционного строя, предлагать отделиться от России.
Нельзя силой мешать людям голосовать.
Нельзя говорить, что каких-то людей надо ненавидеть, потому что они во что-то верят, чем-то занимаются или где-то родились.
Нельзя предлагать сделать с этими людьми что-то плохое.
Нельзя демонстрировать нацистскую символику и символику любой экстремистской организации.
Нельзя публично оправдывать терроризм и экстремизм и помогать тем, кто этим занимается.
Нельзя публично насмехаться над религиозными символами, святынями и образами.
Нельзя публично делать все, что может потенциально оскорбить. Например, религиозные или национальные чувства.
Нельзя делиться в интернете картинками или роликами о превосходстве рас или высмеивающими святыни, а также писать комментарии, в которых присутствуют признаки экстремизма.
Причем во всех перечисленных случаях заявления от конкретных потерпевших не нужны. Ответственность за все эти «нельзя» наступает за сам факт публикации. А под публикацией подразумевается все, что размещено в интернете или мессенджерах для всеобщего обозрения — комментарий, репост, сохраненная фотография.
В группе риска — все на свете
Для того чтобы не оказаться в группе риска, следует понимать, что за свои высказывания и публикации в интернете каждый несет ответственность. Каждый — это не только взрослые и молодежь, но и подростки, и даже дети.
Интернет — публичное пространство. И разместить там свои умозаключения все равно что выйти на центральную площадь с громкоговорителем. Если кто-то думает, что в Сети можно спрятаться за ником и написывать любые гадости, жестоко ошибается. Для правоохранительных органов не составит труда вычислить злоумышленника. Сегодня все пользователи как на ладони.
Потому необходимо знать за какие комментарии и публикации в России могут привлечь к ответственности. И незамедлительно удалить их. Это касается постов в соцсетях, комментариев на форумах и всего остального, что могут увидеть другие люди. Еще раз напомним, это касается абсолютно всех, даже подростков и детей.
Формально за экстремизм существуют три вида ответственности — административная, уголовная и гражданско-правовая, и несколько неприятных последствий. С первыми двумя все понятно, достаточно полистать КоАП и Уголовный кодекс. Насчет гражданско-правовой ответственности, скорее всего, мало кто в курсе.
Например, могут возникнуть серьезные проблемы с трудоустройством. Поскольку гражданам с запятнанной статьями за экстремизм биографией запрещено занимать государственные должности, служить по контракту, в правоохранительных органах, в охране и заниматься образовательной деятельностью. Даже если человека осудили за экстремизм в юном возрасте, в будущем он никогда не сможет работать в ряде организаций, ведомств и структур.
Есть статья? Нет денег!
За свои необдуманные действия в публичном пространстве человек может оказаться в черном списке лиц, причастных к экстремистской или террористической деятельности. А это значит: нельзя открыть счет в банке и даже снять с карточки свои деньги. На жизнь с его счета или вклада раз в месяц будет выдаваться лишь определенная сумма, размер которой определит суд.
С началом проведения СВО на Украине на различных интернет-площадках, в Telegram-канале по поиску работы, онлайн-казино и сетевых магазинах по продаже наркотиков резко возросло количество объявлений о «быстром заработке». Основной упор сделан на вербовку молодежи, пожилых людей, радикалов, маргинальных слоев населения, а также несовершеннолетних и лиц с психическими заболеваниями.
Такой циничный выбор понятен. Ведь большинство «диверсантов» не обладает юридическими познаниями, они не отдают себе отчет в тяжести последствий. Кроме того, сотрудники украинских спецслужб и информационных центров посредством популярных мессенджеров звонят россиянам от имени сотрудников банков, Следственного комитета, МВД и ФСБ России и, используя технологии психологического воздействия, заставляют наших людей переводить средства на «безопасные счета», чтобы «защитить от мошенников». Затем под угрозой уголовного преследования склоняют жертв к поджогам административных зданий.
При этом украинские вербовщики уверяют, что их действия будут квалифицированы как преступления небольшой тяжести и обещают покрыть издержки гонораром от 10 до 20 тысяч рублей. А еще обещают вернуть похищенные телефонными мошенниками деньги. Разумеется, после выполнения задания злоумышленники обрывают все контакты и никаких денег никому не перечисляют.
Как сообщает Федеральная служба безопасности России, все исполнители заказных поджогов были установлены, и в большинстве случаев их действия квалифицированы как теракт, диверсия и посягательство на жизнь правоохранителей. А это особо тяжкие уголовные статьи, предусматривающие серьезные сроки заключения, вплоть до 20 лет.
Источник: газета Республика Башкортостан.