Все новости
Актуально
11 Сентября 2017, 12:10

Жилье в Башкирии в начале 2018 года может подорожать на 20 процентов

Жилье в Башкирии в начале 2018 года может подорожать на 20 процентов

В Башкирии на сегодняшний день, по данным регионального Госкомстроя, в реестре обманутых дольщиков числятся порядка 850 человек. Возможно, еще 500 в скором времени будут включены в этот список. А 3 500 человек пребывают в зоне риска. То есть ввод жилья для них постоянно переносится. В России же, как сообщает федеральное Министерство строительства, порядка 45 000 обманутых дольщиков. Эта цифра стала для Госдумы поводом принять новый закон № 218, который, с одной стороны, защищает права дольщиков от недобросовестных застройщиков, а с другой – значительно ужесточает требования к строителям.





Что дольщикам хорошо…
Последствия, к которым может привести решение депутатов Госдумы, сегодня обсуждали городские и республиканские чиновники, представители строительных компаний и журналисты на встрече, организованной газетой «Коммерсантъ» в Уфе.
По новому закону, принятому и одобренному в конце июля, деньги дольщиков теперь имеют право привлекать только те компании, за плечами которых минимум три года работы и не менее 10 000 квадратных метров построенного жилья.
– Цель этого законопроекта сегодня в том, чтобы не допустить появления волны обманутых дольщиков, – объясняет первый заместитель Госкомитета по строительству и архитектуре Башкортостана Фуркат Мухамедиев. – Ничего лучше заградительных мер никто придумать не смог в любом вопросе, не только в строительстве. Я ежедневно общаюсь с обманутыми людьми и вижу, насколько разные ситуации. Зачастую приходит непонятный застройщик, с непонятным финансовым состоянием, непонятной квалификацией. Он собирает деньги с людей и потом исчезает.
Еще один важный момент в законе, усложняющий работу строительных компаний: они будут обязаны делать взносы во вновь созданный компенсационный фонд. Размер отчислений составляет 1,2 процента от стоимости квартиры, которую приобретает дольщик. Фонд этот нужен для того, чтобы выплачивать из него компенсацию обманутым покупателям жилья и достраивать проблемные дома.
По мнению чиновников, которые, к слову, всецело поддерживают нововведения, эти взносы не станут непосильным бременем для застройщиков. Просто если раньше они платили деньги страховой компании, то теперь будут перечислять их в компенсационный фонд.


…то строителям – смерть
Вроде бы замечательный закон, если рассуждать с точки зрения дольщика, а строителей он привел, мягко говоря, в недоумение.
– Все эти меры заставят нас повысить стоимость жилья, что повлечет за собой сокращение спроса. Не все смогут потянуть дополнительные затраты, которые мы вынуждены заложить, – говорит руководитель отдела маркетинга ООО «Талан-Уфа» Елена Гарипова
– Застройщики, конечно, будут выполнять все требования законов, но вместе с этим начнет подниматься цена, – поддерживает коллегу начальник отдела маркетинга ГК «Жилстройинвест» Иван Зорин, прогнозируя будущий рост. – Думаю, к марту в нашем сегменте цена как минимум на 5 000 рублей за квадратный метр будет выше.
То есть 8 процентов за квадрат. Однако президент ассоциации «Союз строителей Республики Башкортостан» Рашит Мамлеев не сомневается, что рост стоимости жилья будет еще более существенным:
– Закон, в конце концов, негативным образом отразится на самих дольщиках, а именно на стоимости квадратного метра, автоматом, как минимум 15-20 процентов будет в следующем году.
Опасение у застройщиков вызывает и то, что нововведения заставят уйти из отрасли небольшие строительные компании. А тех, кто останется, в конечном счете задавят крупные федеральные организации. Как это уже было в ритейле. Когда торговые сети «Магнит» и «Пятерочка» выжили или продолжают выживать с рынка региональные сети и небольшие магазины.
– Закон направлен на монополизацию рынка федеральными строительными компаниями, – предполагает Рашит Мамлеев.
Но чиновников, по всей видимости, не очень-то беспокоит этот нюанс.
– Нам такие застройщики нужны, чтобы они собирали деньги у физических лиц? – Задается вопросом Фуркат Мухамедиев. – А что плохого в выходе крупных игроков на рынок? Со стопроцентной уверенностью вам скажу, что те, кто по 5–8 лет ждет жилья, люди, для которых эта ситуация является трагедией жизненной, готовы были заплатить больше крупному застройшику, но лишь бы получить свое жилье.
Власти говорят застройщикам: «Не имеете права привлекать средства дольщиков, берите кредиты».
– Вы говорите: «Пользуйтесь кредитами банков». Даже такому опытному строителю, как мы, процентные ставки не настолько доступны, как кажется. Все это мы тоже закладываем в стоимость квадратного метра жилья, – говорит Елена Гарипова.
– Застройщики сейчас в очень многих вещах зависят от банков и ставятся в зависимость от банковского сектора, а это принципиально неправильно. Застройщики не могут развиваться, привлекая только банковские средства для продвижения как на старте, для того чтобы просто соответствовать 218-му закону, так и в дальнейшем, – добавляет Иван Зорин.
Кстати, в Башкирии обманутыми дольщиками зачастую становятся члены жилищно-строительных кооперативов. И как раз для ЖСК в законе нет никаких дополнительных прямых запретов. А вот работать на рынке государственным и муниципальным предприятиям теперь нельзя. Поэтому ГУП «Фонд жилищного строительства» и МУП «Инвестиционно-строительный комитет» будут преобразованы. По «ИСК» работы начнутся в 2017–2018 годах.
– Пока не могу сказать, будет ли приватизироваться или что-то еще, – коротко отметил начальник управления капитального строительства администрации Уфы Марат Гареев.
По «ФЖС» четкого понимания у республиканских властей пока нет. Как нет, по нашему мнению, и понимания, к чему может привести закон. Чиновники аргументируют нововведения тем, что на рынке останутся только добросовестные застройщики. Но ведь и они не застрахованы от банкротства.
Мереке УЛЬМАНОВ

Читайте нас: