Все новости
Актуально
22 Июня 2017, 19:18

Последний бой Шарипа Васикова…

Горы бережно хранят память о тех жестоких битвах Когда услышала новость о том, что в честь 75-летия битвы за Кавказ родственников Шарипа Васикова зовут на экскурсию по местам боев — сердце встрепенулось! Вот он, подходящий случай, увидеть своими глазами места боевой славы, отдать дань уважения памяти погибшему дяде.

С замиранием сердца начала переписываться с Владимиром Геннадьевичем Ассовским, директором музея поселка городского типа Псебай Краснодарского края. Он сообщил о том, что планируется посещение музея, трехдневный поход в горы в рамках проводимого там первого этапа фестиваля авторской песни «Герои Умпыря» по тем местам, где побывал Шарип Васиков и его полк, а также — открытие памятной доски с фамилиями героев, погибших на Умпырском перевале.
И вот остались позади все хлопоты, связанные с подготовкой к поездке, и мы с мужем, восьмилетним сыном и моим братом, тоже родным племянником Шарипа Васикова, поехали на поезде в Армавир.
Надо отдать должное тому, как все было организовано Владимиром Ассовским: ночью нас встретила машина с водителем от администрации Мостовского района Краснодарского края и отвезла на турбазу. Утром подъехал он сам, тепло и радушно встретил нас, познакомились. И для нас, и для него это было очень волнительно! Он расспросил, как мы добрались, еще раз обговорили план мероприятий. Инструктор нам выдал походные рюкзаки, объяснил, чем и как их заполнить, что лучше взять из одежды. После этого мы побродили по Псебаю, посмотрели магазины, купили сувениры. В глаза сразу бросались окружающие нас подстриженные газоны и чистота. Везде цвели кусты сирени, яблони, груши, алыча.
Ночью прибыл на самолете и присоединился к нам Алексей Георгиевич Алликас — тоже наш земляк, руководитель военно-патриотических объединений г.Уфа. В шесть часов утра мы все с рюкзаками, в удобной походной одежде и обуви собрались около ворот турбазы, к которым подъехали на двух УАЗах наши попутчики. Всего нас было 15 человек, и поехали в Кавказский государственный биосферный заповедник. В пути со всеми перезнакомились. Каждый человек из нашей группы непременно пожимал нам руки и с таким неподдельным интересом расспрашивали про нашу республику, про дядю. В составе группы были заместитель главы администрации Мостовского района, член Русского географического общества этого района, фотограф, несколько членов жюри для проведения конкурса военной песни и поэзии. Когда дорога кончилась, и нужно было идти пешком, все вышли из машин, получили сухой паек. Там же ждали корреспондент и оператор телевидения Краснодарского края. Они взяли интервью, снимали, как мы знакомимся с памятником в честь защитников Умпыря.
Дальше уже шли пешком по горной тропе, которая вьется вдоль быстрой реки Малая Лаба. Природа завораживала, хотя у нас в Башкортостане тоже красивые леса. Страх брал за сына, когда с одной стороны тропы — пропасть глубиной 50-250 метров, а с другой — вертикальные скалы. Мы, когда собирались в этот поход, думали, что будем идти по ровной безопасной тропинке, а тут нас поджидали горные реки, которые надо было переходить, перепрыгивая по камням, довольно крутые подъемы, мостики, и даже прошли в одном месте по краю скалы, где прибита железная сетка, по которой надо передвигаться по одному, держась за трос, чтобы не сорваться в бурлящую внизу в нескольких метрах реку.
До первого перевала расстояние в семь километров прошли легко. Потом, отдохнув минут пятнадцать, двинулись дальше. Через пять часов пути добрались до кордона Умпырь — на огороженной территории построены домики для сотрудников заповедника. Здесь открывался изумительный вид на горы: покрытые деревьями склоны переходят в заснеженные вершины. После сытного обеда мы бродили по окрестностям, в километре отсюда расположился палаточный лагерь, в котором мы насчитали около 200 палаток. Здесь проходил первый этап фестиваля «Герои Умпыря». Рядом также расположен обелиск, который сейчас приводят в порядок: готовят к открытию памятной доски. На следующий день после вкусного завтрака установили поклонный крест на подходе к кордону. Затем все вместе пошли в палаточный лагерь, здесь Владимир Геннадьевич выступил перед молодежью, рассказал интересные факты о войне в горах. Мы тоже с интересом слушали и рассматривали стенд с картой тех лет, с фотографиями отличившихся в этих местах бойцов. Он рассказал, что сюда были отправлены специально подготовленные немецкие части, которые называли себя «снежными барсами». У них была отличная горная подготовка, специальные разборные пушки, чтоб их можно было нести по частям. Уже в то время немцы были одеты в термобелье(!), имели непромокаемые плащ-палатки, и что удивительно — каждая банка тушенки была саморазогреваемой!!! А наши солдаты, конечно, не имели ни этих легких пушек, ни термобелья, в рюкзаках был сухой паек, и испытывали неимоверные трудности. Но несмотря на все это, они стояли насмерть, били врага, нанося им большие потери. Когда он рассказывал про последний бой Шкуткова, Васикова, Семякова — невозможно было сдержать слез. Владимир Ассовский представил нас, родственников Шарипа Васикова, перед школьниками, и сказал такие слова: «К нам приехали родственники одного из этих героев. Мы должны были бы на колени встать перед ними — вы своими глазами видите его родных — племянника и племянницу с мужем, а также внучатого племянника Шарипа Васикова».
Нам даже немножко было неловко от того, что нас так воспринимали. Я рассказала про нашу деревню Тульгузбаш, про школу, которая носит имя Шарипа Васикова, про музей и о семье героя.
Вечером в палаточном лагере прошел фестиваль военной песни и поэзии, где мой восьмилетний сын, рассказав стих о Шарипе Васикове, занял II место. Это, конечно, было очень приятно. После вкусного ужина пели песни под гитару около костра, и снова шли разговоры про войну. Утром следующего дня с венками мы пошли к обелиску, где собралась вся молодежь. Погода была отличная, солнечная, хотя нам сказали, что обычно в это время года тут идут дожди. В торжественной обстановке сдернули ткань, прикрывающую Памятную доску. Мы выступили со словами благодарности всем тем людям, которые организовали эти памятные мероприятия, и что мы повезем домой, в родную республику, видео- и фотоматериалы, которые займут достойное место в музее. После митинга и коллективного фото наша группа двинулась обратно в Псебай. Обратная дорога была почему-то легче и заняла гораздо меньше времени. Уставшие и счастливые мы добрались до турбазы и легли спать.
Утром предстояло посещение музея, потом встреча с ветеранами и главой администрации Мостовского района Краснодарского края, затем участие в открытии второго этапа фестиваля «Герои Умпыря» в Доме культуры поселка. В 8 часов утра за нами уже прислали машину. Она привезла нас в музей, которым руководит Владимир Ассовский. Там мы увидели отдельный стенд, посвященный нашим героям. Здесь представлены интересные фотографии военных лет, личные предметы наших и немецких солдат, найденные в местах боев. Владимир Геннадьевич подарил нам свою книгу «Непокоренные горы» с автографом, а также передал нам для музея пробитую пулей немецкую фляжку, которая была найдена в тех местах, куда мы ходили в поход.
Здесь же мы встретились с племянником второго героя, погибшего вместе с Васиковым, Борисом, который проживает в республике Адыгея. Был очень волнительный момент, когда фотографировались племянник Васикова и племянник Семякова, стоя рядом, плечом к плечу — так же, как и их дяди в августе 1942 года, когда они ценой своих жизней сдержали натиск гитлеровцев. Мы обменялись номерами телефонов, чтобы общаться в дальнейшем. Когда там же корреспондент газеты «Предгорье» брал у нас интервью, Борис рассказал о том, что про подвиг Семякова у него на родине почти никто не знает.
— Его фамилия просто значится в списках погибших, — сказал он. Нам, конечно, было обидно за это. Здесь в горах в нескольких местах установлены памятники, обелиски с их фамилиями, отдельный стенд в музее, посвященный их подвигу. Мы присутствовали на открытии Памятной доски с фамилиями этих трех героев, а на родине (даже в музее) оказывается, нет про него никаких материалов.
После музея нас повезли в райцентр Мостовской на встречу с ветеранами: встретил глава Сергей Ласунов. На митинге, посвященном Дню Победы, он торжественно представил нас перед ветеранами. Потом нам также предоставили слово. Мы коротко рассказали о цели приезда, выразили благодарность главе администрации района за теплый прием, за приглашение. После застолья с ветеранами мы поехали в Псебай на открытие второго этапа фестиваля.
Фестиваль открыл Владимир Ассовский с песней под гитару о подвиге трех героев, которую сам сочинил. Здесь нас тоже пригласили на сцену, представили как почетных гостей, было очень приятно и волнительно. Мы некоторое время послушали участников фестиваля, но, к сожалению, подходило время прощаться с таким гостеприимным краем. Уже надо было ехать на вокзал... Нас тепло проводили, отвезли на вокзал г.Армавир. Тяжело было уезжать, слезы наворачивались на глаза.
Мы будем с благодарностью и огромным уважением вспоминать всех этих людей, особенно Владимира Геннадьевича — человека с большой буквы, фаната своего дела, благодаря которому мы были приглашены на эти мероприятия. Этот человек стал нам очень близким за это время. Будем вспоминать главу администрации Мостовского района, который тоже много сделал для нас в этой поездке. Уезжали мы с чувством исполненного долга, переполненные впечатлениями и приятными воспоминаниями. Это было поистине незабываемо!
Выражаем также огромную благодарность Ярису Зайдуллину, бывшему директору школы имени Шарипа Васикова, который нас вдохновил на эту поездку, помогал советами, материалами. Жаль только, что он не смог к нам присоединиться.
Гульнара Хабибьянова, племянница Шарипа Васикова.