Война не обошла стороной ни одного города, села, принесла горе каждой семье. К счастью, моему отцу Амирьяну Файзрахманову и дедушке Файзрахману Давлятгареевичу суждено было вернуться с полей сражения. В этом году весь мир отметит 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим мы хотим, чтобы дети ветеранов войны и тыла помнили о погибших на полях сражений, живых и ушедших из жизни ветеранах войны. Мы склоняем головы перед бессмертным подвигом наших предков и благодарим за мирное небо над головой.
Прошло более 20 лет, как не стало отца. Он не любил рассказывать о войне. Но иногда нам доводилось видеть его бессонные ночи, как он просыпался в холодном поту, кричал и звал боевых товарищей на помощь. Видя это, мы понимали, через какие кровопролития, потери, трудности пришлось ему пройти.
В 1996 году вся наша семья собралась в селе Кашкино на 75-летний юбилей отца, почему-то именно в этот день он решил поделиться рассказами, воспоминаниями. Он поведал о том, как впервые попал на войну, боях под Сталинградом, на Курской дуге. (Рассказ моего отца есть в Интернете:
https://youtu.be/tLRRVBnLnsQ ). Сведения о боевом пути я собирал из разных источников: фронтовые фотографии из альбома ветеранов 95 Гвардейской стрелковой дивизии, выпущенного в 1977 году, из газеты «Путь коммунизма» №2 от 03.01.1989, «Ветераны не умеют стареть» З. Байковой, также через мемуары главнокомандующего 5 Армией Алексея Жадова «Четыре года войны». О подвигах, проявленных в боях Амирьяна Файзрахмановича стало известно через приказы и наградные листы, опубликованные на сайтах «Память народа» и «Подвиг народа». В ходе поисков в интернете обнаружил Полковой журнал 806 артиллерийского полка в составе 226-й стрелковой дивизии, в котором служил мой отец. В нем кратко фиксировались все события в полку с 12 августа 1942 года до конца апреля 1945 года. Сравнивая события в журнале с картами войны, я изучил весь пройденный отцом боевой путь и дополнил свои знания о войне статьями, посвященными военным кампаниям.
Отец был призван в ряды Красной Армии в мае 1942 года. Попал в состав 226-й стрелковой дивизии в городе Бугуруслан Чкаловской области. Три человека из трех тысяч со средним и высшим образованием были зачислены в артиллерийский полк. Учитывая хорошее знание физики, математики, топографии, определили его на взвод топографов. Эта работа требовала высокой точности, аккуратности и ловкости: на карте нужно было обозначать точки, где располагались вражеские орудия и докладывать их командирам батарей и дивизионов. Используя эти данные, командир взвода определял положение орудий, по телефону и радиопередаче сообщались координаты расположения вражеских орудий, дотов, дзотов, минометов.
Подготовка продолжилась 45 дней. Дивизия, вооруженная современным оружием, боеприпасами, автотранспортом и лошадьми, находящимися в то время в стране, двинулась по железной дороге к Сталинграду.
17 октября 1942 года 226-я стрелковая дивизия в составе 66 армии вступила в боевые действия на Донском фронте.
Топографы, вместе с пехотинцами копали землянки, окопы для маскировки. Поскольку свои задачи в основном приходилось выполнять ночью, они заботились об освещении своего рабочего места. Использовалось любое топливо, особенно танковый мазут. Карта раскладывалась по земле, углы скреплялись камнем, кусками досок, применялись самые простые измерительные приборы: угломеры, масштабные линейки.
К утру расчеты должны были быть готовы, иначе атака и другие боевые действия могли закончиться неудачей. А война не любит захватчиков, скорость — одно из условий победы. Мастер топовычислитель Амирьян Файзрахманович не раз проводил бессонные ночи над очередными заданиями.
Особенно ожесточенными были бои за Сталинград. 226-я стрелковая дивизия принимала участие в освобождении территории Сталинградского тракторного завода. За проявленный героизм отца наградили медалью «За боевые заслуги». В приказе о награждении было написано: «Начальник управления 3-го дивизиона гвардии красноармеец Амирьян Файзрахманов в боях 20.01.1943 года обнаружил минометную батарею и два дзота и, правильно обозначив точки, уничтожил их артиллерией». Также награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Борьба за город-герой продолжалась более 200 дней. Только 31 января 1943 года главнокомандующий Сталинградским фронтом немцев генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс был взят в плен, вместе с ним и тысячи немецких солдат. Большое количество трофейной техники, орудий, боеприпасов попало руки русских солдат. Необходимо было освоить и использовать эту технику.
Отец рассказал об одном интересном событии, произошедшем в этот период.
… Командир полка позвал к себе:
— Кто умеет говорить по-немецки? Нам нужен переводчик!
Из всех собравшихся, как оказалось, только я знал основы языка врага, учил его в школе. В качестве переводчика с командиром полка пришли к пленным немецким солдатам и офицерам: голодные, грязные, с испуганным лицом они ждали своего часа.
— Есть среди вас автомеханик? — спросил командир полка.
— Bist du Automechanik? — подходил к каждому солдату и спрашивал я.
— Nicht! — говорили все плененные солдаты и смотрели в сторону одного унтер-офицера.
— Bist du Automechanik? — я подошел к тому офицеру.
— Позови пленника в блиндаж! — обратился ко мне командир полка.
— Komst du herein! — в блиндаж его забираем.
Командир полка налил в стеклянный стакан полный спирта из фляжки и, глядя на немца, сказал:
У немца открылись глаза, он испугался и выпил содержимое в стакане. Через некоторое время его лицо осветилось, поднялось настроение... даже начал петь на своем языке по приказу командира.
На следующий день унтер-офицер научил механика, как заправлять немецкие машины топливом, проверять и направлять ее на работу. Так мы от конной тяги наших пушек перешли к трофейным автомашинам.
За героизм, проявленный в Сталинградской битве, 66 армия была переименована в 5-ю гвардейскую армию, 226-я стрелковая дивизия — в 95-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 806 артиллерийский полк — в 233-й гвардейский артиллерийский. Они получили звание Почетной гвардии.
5 июля 1943 года началась одна из многочисленных битв советских войск с немецкими захватчиками на Курской дуге. Бои продолжались до 23 августа 1943 года. Битва на Курской дуге, длившаяся почти 50 дней и ночей, вошла в историю как одно из крупнейших сражений в истории Великой Отечественной войны.
Советские войска, используя самые смелые планы по освобождению осажденных врагом городов: Белгорода, Харькова, Орла проявили пример самоотверженности и мужества и открыли путь к заветной победе. Самое мощное и крупное танковое сражение произошло в Курске. 5-я гвардейская армия Воронежского фронта располагалась недалеко от станции Прохоровка, юго-западнее Воронежа. 233 гвардейский артиллерийский полк, в котором служил мой отец, расположился в боевом порядке на южной окраине высоты. Утром 12 июля 1943 года начался сильный бой, в ходе которого около 100 танков немецкой танковой дивизии «Мертвая голова», преодолев пехоту, приблизились к огневым позициям нашей артиллерии. Только в этот день наши уничтожили 43 немецких танка. Враг не смог пройти через высоту. Потери с нашей стороны были огромные. В ходе ожесточенных боев 12 июля погибли командир полка гвардии майор Александр Ревин, командиры 3 батальона, 5 батареи, 5 роты, многих взводов, политработники, сержанты и солдаты. Наряду со всеми есть и доля нашего отца в победе на Курской дуге.
После разгрома фашистские группировки окончательно начали отступать. Харьков, Полтава, Кременчуг — один за другим освобождались города. За мужество и отвагу, проявленные при освобождении Полтавы, 95 гвардейской стрелковой дивизии было присвоено почетное наименование Полтавская.
В памяти отца ярко запомнились бои за Днестр.
Апрель 1944 года. После весеннего половодья река только вернулась в свои берега, а вокруг непроходимый ил, ямы заполнены мусором. В один из этих дней был получен приказ переправиться через Днестр и укрепиться на противоположном берегу.
Первая лодка, на которой отправились разведчики, не вернулась с задания. Над рекой только и слышались взрывы многочисленных гранат. Послали вторую, на которой вместе поместились пулеметчики и гребцы. Глубокая тишина, лодка очень быстро и, не доплыв около пятидесяти метров до берега, пулеметчик открыл огонь. Наконец-то лодка оказалась у берега, солдаты успели занять оборону. Под сильным огнем вражеских пулеметов и минометов земля становилась сплошным кровавым и огненным месивом.
Группа бойцов неожиданно оказывается в окружении, но не сдается, кричит «Ура!» и бросается вперед. В следующий момент — многообещающая тишина. А наши в это время, воспользовавшись положением, быстро и умело делали снаряжения из бревен и досок для переправки.
На помощь русским приходили местные жители. Переправа началась утром, и в течение двух часов все три полка расположились на берегу в длину в полтора километра, а на высокой горе укрепились огневые точки и наблюдательные пункты противника. Каждое движение наших бойцов отслеживалось. Тишину нарушили первые бомбардировщики, один за другим нанося смертельный удар по каждому подозрительному объекту, не позволяя солдатам, укрывшимся на земле, поднять головы.
Так прошел день, к вечеру противник бросил в атаку танки. Из автоматов вражеских солдат не переставал литься огонь, благо землянки помогали укрыться от пуль. В такой яростный бой телефонисты все же успели наладить связь. Батальоны, понесшие тяжелые потери, стали отступать. Ситуация обострилась и на участке, где находился мой отец…
— Файзрахманов, открыть огонь по батарее гаубицы! — приказывает начальник штаба. Беру телефонную трубку и рассчитываю, опираясь на данные, командую:
— Первое орудие, огонь! —
Пламя охватило танка, шедшего впереди.
— Батарея, с фугасным снарядом, огонь! — Четыре снаряда разорвались одновременно. Еще один танк был уничтожен, и автоматчики упали. Было дано еще несколько залпов. Два танка вышли из строя.
Ряды вражеских солдат также пополнялись. Но среди немцев расползлась паника, оставшиеся в живых повернули обратно. Перевожу огонь влево. Снаряды падали точно, так же как рассчитывали. Противник не выдержал и отступил, вернулся на свою позицию. На всем побережье установилась тишина. На захваченную нами площадку переправились 91-я стрелковая дивизия, 32-й и 33-й стрелковые корпуса. Также полностью перешла в наступление 95-я гвардейская дивизия. Однако гитлеровцы не хотели терять свои позиции и несколько раз поднимались на жестокие стычки, но безуспешно. За мужество и отвагу, проявленные здесь, многие солдаты, сержанты и офицеры были удостоены наград.
За участие в освобождении Сандомирского плацдарма на реке Висла отец был награжден медалью «За отвагу». В приказе 233-го гвардейского Краснознаменного артиллерийского полка написано: «Гвардии младший сержант, командир отделения топовычислителя 3-го дивизиона Амирьян Файзрахманов 17 августа 1944 года во время массовой атаки танков противника, производил засечку целей, находился на передовом наблюдательном пункте дивизиона. Когда просочившиеся автоматчики врага начали подходить, организовал оборону и в завязавшейся рукопашной схватке из личного оружия, уничтожил трех немецких солдат».
Эти кровопролитные бои, военные операции, наконец, привели Красную Армию на территорию Германии — сердце Рейха. Впереди — город Дрезден. Не менее ожесточенная битва унесла сотни тысяч жизней русских солдат.
За храбрость, проявленную в боях под Дрезденом, отца наградили Орденом Красной Звезды. Вот что написано в наградном листе: «Гвардии младший сержант, главный топовычислитель 233-го гвардейского артиллерийского Ченстоховского Краснознаменного полка, 6 мая 1945 года в бою за населенный пункт Броквиц, оставаясь на передовом наблюдательном пункте под ураганным артиллерийским огнем противника, установил точки соприкосновения с его дивизионной артиллерией. Корректируя огонь, он подавил одну минометную батарею и уничтожил четыре пулеметные точки, тем самым обеспечив успешное продвижение войск к населенному пункту».
Уже 7 мая 1945 года был подписан акт безоговорочной капитуляции Германии, 9 мая он получил официальную силу — Великая Отечественная война закончилась.
Из-за того, что на территории Чехословакии оставались еще крупные вражеские воинские соединения, пять армий были переброшены туда. Операция завершилась освобождением Праги, территории Чехословакии от нацистского гнета. День Победы отец встретил в столице Чехословакии Праге.
В июне 1945 года отец вернулся в родное село Кашкино, но только в отпуск. За несколько дней до его окончания вышел правительственный Указ о демобилизации из рядов армии солдат и офицеров, бывших ранее учителями. Так отец остается дома.
До выхода на заслуженный отдых работал в Кашкинской средней школе. Пользовался большим уважением среди односельчан, коллег и учащихся.
Сегодня мы дорожим ветеранами войны и тыла, благодарим их за бессмертный подвиг во имя мира и свободы на земле.
Разит Файзрахманов, младший сын ветерана. г. Ишимбай.